Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» (Metrojet) вылетел из курортного Шарм-эш-Шейха в субботу в 6:51 по московскому времени. На его борту находились 217 пассажиров - в основном это были жители Санкт-Петербурга, возвращавшиеся домой после отдыха, и семь членов экипажа. Примерно через пять часов самолет должен был совершить посадку в Петербурге.
Крушение российского самолета в Египте
Лайнер Airbus-321 авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, разбился в центральной части Синая.
Через 21 минуту после взлета аэробус набрал высоту 10,21 тыс. м и скорость 748 км/ч. Однако минутой позже лайнер «провалился» на отметку 8,649 тыс. м, а его скорость упала до 172 км/ч. Фактически аэробус к этому времени уже не летел, а падал. Его обломки и тела погибших вскоре нашли на Синайском полуострове.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело о нарушении правил эксплуатации транспорта и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 263 и ст. 238 УК), тем не менее с подачи ФСБ основной стала террористическая версия катастрофы.
В середине ноября директор ФСБ Александр Бортников доложил президенту Владимиру Путину о том, что на личных вещах пассажиров, багаже и обломках самолета, потерпевшего крушение в Египте, эксперты обнаружили «следы взрывчатого вещества иностранного производства». В конце декабря директор ФСБ сообщил СМИ, что его ведомство имеет представление, какие террористические структуры стоят за взрывом самолета.
Детонатор трагедии был прост
Угроза новых нападений вынудила Россию ввести временный запрет на перелеты в Египет. Впрочем, он не касался сотрудников правоохранительных органов и спасателей МЧС, продолжавших работу на месте катастрофы. В результате, по сведениям источников «Ъ» (официально ФСБ и СКР по этому поводу не дают никаких комментариев), им удалось обнаружить часть фюзеляжа примерно с метровой пробоиной в обшивке, края которой были выгнуты наружу. Образоваться она, согласно выводам экспертов, могла в результате применения взрывчатого вещества высокой бризантности, изготовленного в заводских условиях.
Источник «Ъ», близкий к следствию, сообщил, что центр взрыва находился по правому борту в конце салона, где располагаются хвостовые шпангоуты. Бомба предположительно была заложена под пассажирское сиденье у окна. Ее срабатывание привело к разрушению шпангоута и разгерметизации салона, которая имела взрывной характер.
Самолет, от которого первым делом оторвалась хвостовая часть, развалился в воздухе (его обломки нашли на территории длиной 13 км и шириной около 5 км), а люди, находившиеся на его борту, погибли практически мгновенно от резкого перепада давления.
По правой стороне фюзеляжа под обшивкой проходят и кабели, ведущие к расположенному в хвосте самолета параметрическому самописцу. Взрыв бомбы оборвал их, мгновенно остановив передачу данных от информационных датчиков к самописцу. Этим и объясняется тот факт, что «черный ящик» не зафиксировал обстоятельства самой катастрофы.
«Такую бомбу могут обнаружить только собаки»
Проанализировав фотографию бомбы, опубликованной запрещенным в России ИГ (именно эта террористическая организация взяла на себя ответственность за теракт), и получив результаты исследований, специалисты предположили, что в алюминиевой банке из-под Schweppes емкостью 0,33 л находилось 250−300 г пластиковой взрывчатки. По словам источников «Ъ», скорее всего, это была C-4 (Си-4). Ее разработали в США в середине 60-х годов прошлого века, а сейчас разновидности подобной взрывчатки производят во многих странах мира, что серьезно затрудняет поиск участников теракта. Напомним, ФСБ объявила вознаграждение за информацию о них в размере $50 млн.
Предполагается, что бомбу в самолет пронес и активировал ее электронный таймер кто-то из обслуживающего персонала аэропорта Шарм-эш-Шейх. Этим человеком мог быть, например, уборщик салона или один из рабочих, доставлявших на борт еду. При этом источник «Ъ» отмечает, что минером, скорее всего, был вовсе не случайный человек, а профессионал, прошедший спецподготовку.
Египет не признал пластит под креслом
Между тем власти Египта считают, что никакого теракта на борту российского авиалайнера не было. Во всяком случае, как заявил в середине декабря глава комиссии Министерства гражданской авиации Египта Айман аль-Мукаддам, никаких данных о «криминальном вмешательстве» в работу экипажа А321 или технических систем самого самолета местная комиссия не получила. В противном случае, по его словам, они были бы направлены в Генпрокуратуру Египта для возбуждения уголовного дела. Впрочем, уголовное дело о теракте (ст. 205 УК) не возбудил и СКР. По данным «Ъ», это связано с тем, что для соответствующей квалификации надо провести не исследования, а экспертизы. Для последних же пока материалов недостаточно. Таким образом, юридически теракта на борту самолета не было.
Олег Рубникович